CRIMINAL DEFENSE
Эффективная защита в области уголовного права
Новости
29.04.2022

Статья партнера Criminal Defense Firm Романа Павлова для Адвокатской газеты

Возбудить дело по налоговым преступлениям теперь можно только после заключения налоговой

9 марта 2022 г. вступил в силу Федеральный закон № 51-ФЗ, которым введен специальный порядок возбуждения уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. 198–199.2 УК РФ. Автор отвечает на вопросы, какие изменения вносит законодатель и как они повлияют на систему выявления и расследования уголовных дел по налоговым составам.

Проблематика налоговых преступлений не теряет своей актуальности уже на протяжении 15 лет. Количество преступлений, совершаемых в налоговой сфере, продолжает неуклонно расти из года в год. К причинам подобного роста можно отнести несколько значимых факторов, среди которых особо выделяются отсутствие должного контроля за неучтенным денежным оборотом, низкая эффективность налоговых амнистий и амнистий капиталов, высокий процент теневой занятости населения, а также низкий уровень взаимодействия следственных и налоговых органов при выявлении, пресечении и расследовании уголовных дел данной категории. 

Как менялось законодательство

На протяжении последних лет законодатель вносит все новые изменения в регламентирующие данную сферу нормативно-правовые акты, которые позволили бы правоприменителю эффективно выявлять и привлекать к ответственности неплательщиков налогов. Так, 9 марта 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 9 марта 2022 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 51-ФЗ), устанавливающий специальный порядок возбуждения уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. 198–199.2 УК РФ.

Важно понимать, что внесенные в уголовно-процессуальное законодательство изменения по факту не являются новыми. До декабря 2011 г. в отношении налоговых преступлений действовал общий порядок возбуждения уголовных дел. Однако позже, в целях совершенствования уголовного судопроизводства, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» ст. 140 УПК РФ была дополнена ч. 1.1, в соответствии с которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, могли служить только те материалы, которые направлены налоговыми органами.

Вместе с тем такой порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям просуществовал относительно недолго. Спустя непродолжительный промежуток времени Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» ч. 1.1. ст. 140 УПК РФ была признана утратившей силу. Из текста пояснительной записки к проекту указанного федерального закона следовало, что введенный законодателем порядок стал главной причиной низкого уровня эффективности раскрытия налоговых преступлений и создавал существенные препятствия для использования в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-разыскных мероприятий.

Без взаимодействия следственных и налоговых органов эффективное расследование невозможно

Внесенные Федеральным законом № 51-ФЗ изменения существенно повлияют на систему выявления и расследования уголовных дел по налоговым составам.

На наш взгляд, результативное расследование уголовных дел по налоговым составам невозможно без эффективного взаимодействия следственных и налоговых органов. Если оно отсутствует, то могут пострадать прежде всего интересы самих налогоплательщиков, что недопустимо в реалиях правового государства. Подобная позиция подтверждается и материалами имеющейся практики. Так, постановлением ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2013 г. по делу № А57-16464/2012 указано, что налоговые органы не имеют права направлять в следственные органы материалы налоговой проверки в период действия обеспечительных мер арбитражного суда в виде приостановления действий решения, принятого по результатам проведенной проверки.

Инструкция 

С принятием Федерального закона № 51-ФЗ не утрачивает своей актуальности Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденная совместным приказом № 286/ММВ-7-2/232 от 8 июня 2015 г. Генпрокуратуры, ФНС, МВД и СК России. Так, в ней закреплено:

  1. Приоритетным направлением необходимо считать именно возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации.
  2. В целях защиты законных прав и интересов налогоплательщиков, а также исключения необоснованного уголовного преследования территориальные органы ФНС России должны информировать следственные органы Следственного комитета РФ об обращении налогоплательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности недействительным, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ обеспечительных мерах и об их отмене, а также о принятых судом обеспечительных мерах в форме приостановления действия решения налогового органа. 
  3. Обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела.

Результаты ОРД 

При осуществлении по налоговым составам преступлений защиты доверителей адвокатам важно понимать, что сформировавшаяся система разделения полномочий в сфере выявления и расследования преступлений по налоговым составам не допускает осуществления оперативно-разыскной деятельности (далее по тексту – ОРД) со стороны налоговых органов. При обнаружении неправомерных действий налогоплательщика именно ОРД обладает большим потенциалом, чем любые из мероприятий, осуществляемые органами налогового контроля. 

Согласно нововведенной ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, служат исключительно материалы, направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Закон фактически устанавливает, что результаты ОРД не могут предоставляться следователю до направления в его адрес налоговыми органами материалов налоговой проверки. Однако адвокатам в целях защиты интересов доверителей нужно помнить, что результаты ОРД могут предоставляться налоговому органу, который вправе использовать их при проведении тех или иных мероприятий налогового контроля. На основании результатов ОРД может быть также разрешен вопрос и о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. 

Учитывая указанные нюансы выявления и расследования налоговых преступлений, можно сделать вывод, что Федеральный закон № 51-ФЗ направлен прежде всего на снижение возможного в текущих реалиях уровня уголовно-правового преследования бизнес-сообщества. Новый порядок способен не только снизить давление, оказываемое на бизнес, но и гармонизировать действующую налоговую и уголовно-процессуальную систему законодательства. 

Возможность уголовного преследования бизнеса остается

Несмотря на то что внесенные Федеральным законом № 51-ФЗ поправки способны прекратить сложившуюся практику возбуждения уголовных дел следственными органами без учета мнения налоговых органов, у правоохранителей все еще остается возможность уголовного преследования бизнеса по иным схожим статьям уголовного законодательства. 

Так, имеются все предпосылки к тому, что значительно вырастет количество уголовных дел по ст. 187 УК РФ (в частности, по ч. 2 ст. 187 УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение преступного деяния в составе организованной группы). По мнению признанных экспертов, в существующих законодательных реалиях следствие будет старательно квалифицировать изготовление организациями платежных поручений на перечисление денежных средств на счет однодневки как изготовление поддельных распоряжений о переводе денежных средств, что как раз и образует состав преступного деяния, предусмотренного ст. 187 УК РФ.

***

С учетом изложенного, несмотря на некую либерализацию процесса уголовного преследования в сфере уплаты налогов, адвокатам ни в коем случае не стоит терять бдительность, а разумно сфокусироваться на формировании положительной правоохранительной и судебной практики путем своевременного обжалования необоснованных действий и решений правоохранительных и налоговых органов, максимально оперативно и подробно донести информацию о вступивших в силу изменениях в уголовно-процессуальном законодательстве и возможных путях их «обхода» правоохранителями до своих настоящих и потенциальных доверителей.